Типы роликовых подшипников

04.03.2025
Типы роликовых подшипников

Роликовые подшипники широко востребованы в промышленном оборудовании различного назначения. Они отличаются повышенной жесткостью, способны выдерживать сильные нагрузки, имеют длительный срок службы и относительно просты в обслуживании.

Детали разделяют на разновидности по нескольким параметрам. Каждая категория имеет свои особенности и возможности использования в разном промышленном оборудовании. В статье мы расскажем, какие есть типы роликовых подшипников и где они применяются.

Классификация по способности воспринимать рабочие нагрузки

Роликовые подшипники подразделяются на разновидности в зависимости от направления сил, нагружающих узел:

  • Радиальные. Предназначены для работы с нагрузками, направленными перпендикулярно к оси.
  • Упорные. Используются в условиях, когда нагрузки действуют вдоль оси.
  • Радиально-упорные и упорно-радиальные. Универсальные комплектующие, способные выдерживать комбинированные нагрузки.

Выбор подшипника по направлению силы воздействия очень важно, так как от этого зависит эффективность и безопасность работы детали. Даже небольшие отклонения приводят к неблагоприятному распределению контактных областей и уменьшению срока службы комплектующих.

К примеру, упорные модели не способны работать с нагрузками радиального или комбинированного типа — быстро разрушаются. Но зато очень эффективны при воздействиях в осевом направлении.


Разновидности по форме роликов

Цилиндрические

Оснащены телами качения в виде цилиндров, параллельных оси подшипника. Выдерживают высокие радиальные и низкие тяговые нагрузки. Линейный контакт между дорожками качения и роликами увеличен, благодаря чему подшипники стабильно работают при стремительном ускорении и длительной эксплуатации на повышенных скоростях.

Подшипники с цилиндрическими телами качения используются в буксах, пресс-цилиндрах и сверхмощных двигателях. Обладают жесткостью и устойчивостью к механическим повреждениям.

Самая популярная и износостойкая модель — однорядные подшипники с сепаратором. Они пригодны для более высоких скоростей, чем детали без сепаратора.

Конические

Оснащены телами качения в виде конусов. Одновременно поддерживают радиальные и осевые нагрузки. Поэтому пригодны для механизмов, где направление силы может изменяться в процессе работы. Смена контактного угла дорожек качения позволяет эффективно компенсировать соотношение осевых и лучевых нагрузок.

Однорядные конические подшипники обладают низким трением, хорошо сохраняют преднатяг и не создают сильный шум во время работы. Благодаря этим качествам эффективны для восприятия высоких комбинированных нагрузок даже в сложных условиях использования. Применяются в грузовых автомобилях и редукторах.

Двухрядные детали имеют жесткую конструкцию и способны выдержать более высокие нагрузки. Используются в высокоскоростных буксах, подъемном оборудовании, редукторах, прокатных станках.

Игольчатые

Содержат тонкие роликовые элементы, в которых отношение диаметра к длине составляет 1:4. У них слегка закругленные концы, что обеспечивает оптимальный контакт с дорожками качения. Такое строение предотвращает концентрацию пиковых напряжений на торцах роликов.

Благодаря компактности детали с игольчатыми телами качения пригодны для использования в условиях, когда большое количество подшипников необходимо разместить в ограниченном пространстве. Выдерживают высокие радиальные нагрузки.

Сферические

Оснащены сферическими роликовыми элементами и вогнутой дорожкой качения наружного кольца. Способны выдержать высокие ударные радиальные нагрузки, а также умеренное воздействие силы в осевом направлении. Самоустанавливаются, компенсируя несоосность между валом и корпусом.

Имеют на внутренней дорожке качения два кольца для работы с разными типами нагрузки и предотвращения смещения. Не теряют эффективности при угловом перекосе валов даже при интенсивной работе.

Сферические подшипники используются в больших промышленных вентиляторах, роликах печатных станков, рулонных установках.


Чем еще различаются подшипники

Роликовые подшипники могут иметь разное количество рядов тел качения. Есть однорядные, двухрядные и многорядные детали. От количества рядов зависит максимальная величина нагрузки, которую могут воспринимать комплектующие, и предельная скорость.

Подшипники различаются по размеру и грузоподъемности. Выбор комплектующих по этим параметрам зависит от условий применения, размера пространства, выделенного под подшипниковый узел, а также величины принимаемой силы.

Правильно подобрать размеры роликовых подшипников помогают таблицы, которые содержатся в госстандартах, а также в системе международных обозначений ISO. Для каждой модели комплектующих предусмотрен свой ГОСТ.

Роликовые подшипники могут быть закрытого и открытого типа. Первые оснащены пыльниками и уплотнениями, благодаря которым устойчивее к внешним воздействиям и пригодны для использования в загрязненных средах.

Как выбрать подшипники

Для правильного выбора деталей нужно учитывать несколько параметров: особенности функционирования механизма, тип и величину нагрузок, размер пространства для подшипникового узла. Также важны внешние условия (уровень запыленности, влажности и т. д.) и требования к работе комплектующих: уровень трения, шума, необходимая скорость.

Компания ISKRA предлагает широкий выбор роликовых подшипников разных видов. На производстве действует строгая система менеджмента качества. Комплектующие изготавливаются из проверенных материалов и проходят многоступенчатую проверку перед отправкой.

Купить продукцию можно онлайн с доставкой. Мы привезем товары с курьером по любому адресу в Санкт-Петербурге или отправим в другой город России.

Наши опытные консультанты помогут подобрать роликовые подшипники под ваши задачи. Чтобы получить экспертный совет, позвоните нам или напишите в чате на сайте.